Preview

Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия физико-технических наук

Расширенный поиск

Новации в создании и обеспечении конкурентоспособности карьерной техники БЕЛАЗ

https://doi.org/10.29235/1561-8358-2020-65-2-185-196

Полный текст:

Аннотация

Определены задачи развития ОАО «БЕЛАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ», которые заключаются в использовании и внедрении в процессы проектирования и производства карьерной техники последних достижений в области технических наук и созданных на их основе инновационных технологий; освоении новой конкурентоспособной продукции и перспективных рынков сбыта, диверсификации экспорта. Совместно с научными организациями выполнены исследования, которые позволили разработать новые и усовершенствовать существующие методические подходы к решению актуальных задач по всем проблемным направлениям создания современных карьерных самосвалов особо и сверх особо большой грузоподъемности. ОАО «БЕЛАЗ» является единственным производителем и поставщиком самосвалов грузоподъемностью 450–500 т. В результате исследований по созданию таких машин впервые рекомендована модель короткобазового маневренного самосвала с жесткой рамой специальной конструкции, снижающей центр тяжести и погрузочную высоту карьерного самосвала, исполненного по схеме 4ç4 (два ведущих моста) с двойной ошиновкой осей и применением существующих шин с максимальной грузоподъемностью 104 т. Предложенные и всесторонне опробованные новые компоновочные решения дают основание считать, что при освоении производства шин грузоподъемностью более 110 т реальностью является разработка самосвалов грузоподъемностью до 600 т. Также создано новое поколение самосвалов с гидромеханическими трансмиссиями, ведутся работы по созданию роботизированных комплексов для горнодобывающей промышленности. Особое внимание уделяется компьютеризации, цифровизации и экологичности карьерной техники, обеспечению надежности техники путем создания и применения новых конструкционных материалов и технологий для крупногабаритных деталей и систем.

Об авторах

П. А. Пархомчик
ОАО «БЕЛАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ»
Беларусь

Пархомчик Петр Александрович – генеральный директор,

ул. 40 лет Октября, 4, 222161, Жодино, Минская область



П. А. Витязь
Президиум Национальной академии наук Беларуси; Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси
Беларусь

Витязь Петр Александрович – академик, доктор технических наук, профессор, руководитель аппарата Национальной академии наук Беларуси

пр. Независимости 66, 220072, Минск



А. Н. Егоров
ОАО «БЕЛАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ»
Беларусь

Егоров Александр Николаевич – генеральный конструктор – начальник научно-технического центра 

ул. 40 лет Октября, 4, 222161, Жодино, Минская область



В. И. Моисеенко
Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси
Беларусь

Моисеенко Владимир Иванович – доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник

ул. Академическая 12, 220072, Минск



А. М. Насковец
ОАО «БЕЛАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ»
Беларусь

Насковец Александр Михайлович – начальник бюро общей компоновки

ул. 40 лет Октября, 4, 222161, Жодино, Минская область



Д. И. Харитончик
Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси; Министерство промышленности Республики Беларусь
Беларусь

Харитончик Дмитрий Иванович – заместитель министра промышленности Республики Беларуси

Партизанский пр., 2, корп. 4, 220033, Минск



С. А. Шишко
ОАО «БЕЛАЗ» – управляющая компания холдинга «БЕЛАЗ-ХОЛДИНГ»
Беларусь

Шишко Сергей Александрович – заместитель главного конструктора,

ул. 40 лет Октября, 4, 222161, Жодино, Минская область



Список литературы

1. Конструктивные схемы гусеничных самосвалов для работы в карьерах с повышенными уклонами выработок / П.И. Тарасов [и др.] // Гор. пром-сть. – 2008. – №2. – С. 26.

2. Яковлев, В. Л. Проблемы, состояние и перспективы открытых горных разработок / В.Л. Яковлев // Проблемы карьерного транспорта: материалы Х междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 14–16 окт. 2009 г. – Екатеринбург: ИГД УрО РАН, 2009. – С. 44.

3. Бахтурин, Ю.А. Обоснование прогноза формирования транспортных систем карьеров / Ю.А. Бахтурин // Проблемы карьерного транспорта: материалы Х междунар. науч.-практ. конф., Екатеринбург, 14–16 окт. 2009 г. – Екатеринбург: ИГД УрО РАН, 2009. – С. 55–62.

4. Анистратов, К.Ю. Исследование показателей работы карьерных самосвалов для обоснования структуры парка и норм выработки автотранспорта / К. Ю. Анистратов, Л.В. Борщ-Компониец // Гор. пром-сть. – 2011. – № 4. – С. 38–45.

5. Схемы вскрытия и отработки глубоких горизонтов алмазных карьеров крутонаклонными выработками / А. С. Чаадаев [и др.] // Гор. пром-сть. – 2008. – №2. – С. 75.

6. Смирнов, В.П. Теория карьерного большегрузного автотранспорта / В. П. Смирнов, Ю. И. Лель. – Екатеринбург: УрО РАН, 2002. – 355 c.

7. Специализированные виды автотранспорта для горнодобывающих предприятий / В.П. Яковлев [и др.] // Гор. пром-сть. – 2007. – № 6.– С. 44–52.

8. Анистратов, К.Ю. Мировые тенденции развития структуры парка карьерной техники / К.Ю. Анистратов // Гор. пром-сть. – 2011. – № 6. – С. 22–26.

9. Новое в классификации современных карьерных самосвалов / П.А. Пархомчик [и др.] // Актуальные вопросы машиноведения: сб. науч. тр. / Объедин. ин-т машиностроения НАН Беларуси. – Минск, 2017. – Т. 6. – С. 81–85.

10. Современное развитие карьерного транспорта производства ОАО «БЕЛАЗ» / С.А. Шишко [и др.] // Актуальные вопросы машиноведения: сб. науч. тр. / Объедин. ин-т машиностроения НАН Беларуси. – Минск, 2018. – Вып. 7. – С. 8–11.

11. Обеспечение поперечной устойчивости карьерных самосвалов сверх особо большой грузоподъемности / А. Н. Егоров [и др.] // Актуальные вопросы машиноведения: сб. науч. тр. / Объедин. ин-т машиностроения НАН Беларуси. – Минск, 2015. – Вып. 4. – С. 77–80.

12. Насковец, А. М. Поперечная устойчивость карьерных самосвалов для глубоких карьеров / А.М. Насковец, А. Н. Костюкович, В. И. Моисеенко // Актуальные вопросы машиноведения: сб. науч. тр. / Объедин. ин-т машиностроения НАН Беларуси. – Минск, 2012. – Вып. 1. – С. 186–190.

13. Шишко, С.А. Обоснование выбора передаточных отношений ГМТ карьерных самосвалов особо большой грузоподъемности / С.А. Шишко, В.И. Моисеенко // Механика машин, механизмов и материалов. – 2016. – №4. – С. 52–59.

14. Моисеенко, В. И. Основы структурной равнопрочности стали и элементов крупногабаритных деталей машин / В. И. Моисеенко, П. Л. Мариев. – Минск: Ин-т кибернетики НАН Беларуси, 1999. – 200 с.

15. Особенности применения конструкционной стали 20ХН3МА для крупногабаритных цементируемых зубчатых колес / П.А. Витязь [и др.] // Механика машин, механизмов и материалов. – 2018. – № 2. – С. 62–67.

16. Харитончик, Д. И. Крупногабаритные зубчатые колеса с внутренним зацеплением из алюминийсодержащих сталей / Д.И. Харитончик, В. И. Моисеенко. – Минск: Беларус. навука, 2012. – 125 с.

17. Новая конструкционная сталь для азотированных деталей / М.В. Сотников [и др.] // Сборник материалов VIII Международной конференции «Деформация и разрушение материалов и наноматериалов» / Ин-т металлургии и материаловедения им. А.А. Байкова РАН. – М., 2006. – С. 338–340.

18. Дудецкая, Л. Р. Исследование влияния микролегирования молибденом и ниобием на прокаливаемость и механические свойства конструкционных цементируемых сталей 20ХН3А и 20ХГНМ / Л. Р. Дудецкая, А.Н. Глушаков // Вестн. ГГТУ им. П. А. Сухого. – 2013. – № 2. – С. 21–24.


Просмотров: 41


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1561-8358 (Print)
ISSN 2524-244X (Online)