Preview

Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия физико-технических наук

Расширенный поиск

Опыт и перспективы использования конструкционных сталей для азотированных зубчатых колес

https://doi.org/10.29235/1561-8358-2021-66-1-58-65

Аннотация

Обобщен опыт применения известных и новых сталей для повышения технологичности и прочности основных деталей машин, упрочняемых азотированием. Рассмотрены новые подходы к изготовлению зубчатых колес, упрочняемых азотированием как при использовании алюминийсодержащих сталей, так и нового материала – стали 40ХМФА. Для повышения работоспособности и технологичности производства деталей из широко используемой в машиностроении алюминийсодержащей стали 38Х2МЮА разработана принципиально новая технология предварительной термической обработки заготовок деталей – «неполная закалка», обеспечивающая как повышение обрабатываемости и точности крупногабаритных зубчатых колес, так и увеличение прочности из-за устранения хрупкости азотированного слоя. Высокая твердость азотированной поверхности деталей – до 900 НV – обеспечивает и высокую износостойкость деталей. Шестерни из новой алюминийсодержащей стали 20ХН4МФЮА, твердеющей на стадии азотирования, обладают характеристиками прочности, равными цементированным деталям, что позволяет не только повышать несущую способность ряда изделий, но и существенно упрощать технологию изготовления сложных по форме точных деталей, заменяя цементацию азотированием, исключая тем самым необходимую после цементации финишную операцию – шлифование. Сталь 40ХМФА, не содержащая алюминий, обладает повышенными показателями жаростойкости, прокаливаемости и обрабатываемости деталей, а также характеристиками их упрочненного слоя. Азотированный слой шестерен толщиной 0,5–0,7 мм не содержит хрупких составляющих, что при твердости сердцевины 300–320 НВ исключает его «шелушение» и последующее разрушение деталей. Применение стали 40ХМФА позволяет решать проблемы надежности и ресурса азотированных крупногабаритных зубчатых колес и является перспективным для всего ряда зубчатых колес с внутренним зацеплением, а также деталей подвижных шлицевых зацеплений. Указанные характеристики также в ряде случаев позволяют заменять цементацию шестерен (модуль менее 4 мм) азотированием при использовании стали 40ХМФА.

Об авторах

П. А. Витязь
Президиум Национальной академии наук Беларуси
Беларусь

Витязь Петр Александрович – академик Национальной академии наук Беларуси, доктор технических наук, профессор, руководитель аппарата

пр. Независимости, 66, 220072, Минск, Республика Беларусь



В. И. Моисеенко
Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси
Беларусь

Моисеенко Владимир Иванович – доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник

ул. Академическая, 12, 220072, Минск, Республика Беларусь



А. Г. Сидоренко
Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси
Беларусь

Сидоренко Александр Георгиевич – кандидат технических наук, заведующий лабораторией

ул. Академическая, 12, 220072, Минск, Республика Беларусь



М. В. Сотников
Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси
Беларусь

Сотников Максим Владимирович – младший научный сотрудник

ул. Академическая, 12, 220072, Минск, Республика Беларусь



Н. Д. Шкатуло
Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси
Беларусь

Шкатуло Наталья Дмитриевна – научный сотрудник

ул. Академическая, 12, 220072, Минск, Республика Беларусь



Д. И. Харитончик
Министерство промышленности Республики Беларусь
Беларусь

Харитончик Дмитрий Иванович – заместитель министра промышленности Республики Беларуси

Партизанский пр., 2, корп. 4, 220033, Минск, Республика Беларусь



Список литературы

1. Справочник металлиста / под ред. С. А. Чернавского, В. Ф. Рещетникова. – М.: Машиностроение, 1976. – Т. 1. – 768 с.

2. Терентьев, Е. Ф. Использование азотирования для изменения механических характеристик металлических материалов / Е. Ф. Терентьев, А. Г. Колмаков, М. С. Мичугина // I Междунар. конф. «Деформация и разрушение мате- риалов»: сб. материалов / ИМЕТ им. А. А. Байкова РАН. – М., 2006. – С. 457–463.

3. Харитончик, Д. И. Крупногабаритные зубчатые колеса с внутренним зацеплением из алюминийсодержащих сталей / Д. И. Харитончик, В. И. Моисеенко. – Минск: Беларус. навука, 2012. – 125 с.

4. Гуляев, А. П. Металловедение / А. П. Гуляев. – М.: Металлургия, 1986. – 543 с.

5. Харитончик, Д. И. Конструкционная прочность алюминийсодержащих сталей в крупногабаритных азотированных зубчатых колесах с внутренним зацеплением / Д. И. Харитончик // Механика машин, механизмов и материалов. – 2012. – № 1. – С. 71–75.

6. Моисеенко, В. И. Основы структурной равнопрочности стали и элементов крупногабаритных деталей машин / В. И. Моисеенко, П. Л. Мариев. – Минск: Ин-т кибернетики НАН Беларуси, 1999. – 200 с.


Рецензия

Просмотров: 599


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1561-8358 (Print)
ISSN 2524-244X (Online)